|
ИСТОРИЯ РЭПА
В середине 70-х гг. в США распространились
дискотеки. Здесь парила музыка диско. Ориентированная на так называемый
средний класс, она идеально подходила для отдыха в конце рабочей
недели. Танцевальный ритм, незатейливые мелодии и простые тексты
обеспечили диско коммерческий успех. Пластинки продавались огромными
тиражами, сотнями открывались ночные клубы (подчас довольно дорогие).
Однако некоторым слоям населения такой отдых был не
по карману. И поэтому вполне закономерно, что появилась новая
танцевальная музыка, доступная всем – независимо от материального
положения. Постепенно она завоевала свою аудиторию. Назвали эту музыку
«рэп». Родина рэпа – бедный район Нью-Йорка – Южный Бронкс. Именно
здесь в начале 70-х гг., преимущественно в латино-американских и
афро-американских кварталах, возникло явление, которое позднее стали
именовать культурой хип-хоп.
Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как
синонимы, что не совсем верно. Хип-хоп (hip hop) включает в себя
настенные росписи – граффити (um. Graffity – «нацарапанные»),
уникальный по своей пластичности танец брейк-данс (break dance), манеру
спортивно одеваться и, наконец, музыкальное направление рэп (rap).
Ключевая фигура в истории рэпа – Кул Ди-Джей Херк
(Kool DJ Herc). Этот диск-жокей ямайского происхождения появился в
Южном Бронксе в 1967 г. Именно он одним из первых начал использовать
лупинг (looping, от loop – «петля») – циклическое воспроизведение
определенного звукового фрагмента или сэмпла (sample – “образец”). В
качестве сэмплов Херк использовал брейки (break – «разрыв», «перерыв»,
«передышка») – места в музыкальной композиции, где основные инструменты
временно умолкают и слышны только басы и ударные или одни ударные.
Из-под рук диск-жокея выходил сплошной ритм, под который было удобно
танцевать брейк-данс, чем с удовольствием и пользовались слушатели.
«Крестным отцом» рэпа считают Грэндмастера Флэша
(Grandmaster Flash, настоящие имя и фамилия Джозеф Сэддлер, Joseph
Saddler, родился в 1958 г.). Он перенял технику Херка и
усовершенствовал ее. Флэп ставил рядом с собой два проигрывателя с
одинаковой записью и попеременно включал их. Пока нужный отрывок
воспроизводился с первой пластинки, диск-жокей имел достаточно времени,
чтобы отыскать начало данного фрагмента на второй. Кроме того, во время
воспроизведения первого диска Флэш производил различные манипуляции со
вторым и добивался очень интересных звуковых эффектов. Данная техника
получила название скрэтчинг (scratching, от scratch – «царапать»,
«скрести»). В 1976 г. Грэндмастер Флэш решил, что ему не помешает
напарник-вокалист. (Вокал в рэпе под стать музыке – не пение, а быстрый
ритмичный речитатив.) Опыт удался, и в результате Грэндмастер
сформировал собственную групп «Фьюриос Файв» ( The Furious Five –
«Неистовая пятерка»). Вскоре вышел ее первый сингл «Суперрэпинг» (Super
Rappin’). Начало новому направлению было положено.
Рэп действительно доступен каждому. Для его
исполнения не обязательно использовать дорогостоящие музыкальные
инструменты – достаточно двух проигрывателей, чужой музыки для сэмплов,
умения рифмовать строчки и немного фантазии. Вскоре появилось огромное
количество молодежных групп, исполнявших свою музыку и под открытым
небом, и в клубах. Тексты в основном были посвящены тяготам жизни в
бедных кварталах больших городов.
В 1979 г. Группа «Шугархилл Гэнг» (The Sugarhill
Gang – «Банда с Сахарного холма») выпустила сингл «Восторг рэпера»
(Rapper’s Delight). Пластинка разошлась двухмиллионным тиражом в США и
заняла почетные места в хит-парадах многих стран. С нее начался переход
рэпа с улиц и дискотек в студии звукозаписи.
В 1980 г. лучшим диск-жокеем Нью-Йорка был признан
Африка Бамбаатаа (Afrika Bambaataa, настоящие имя и фамилия Кевин
Донован, Kevin Donovan, родился в 1960 г.) Через два года вышли его
первые синглы «Сенсация джаззи» (Jazzy Sensation) и «Планета Рок»
(Planet Rock). В этих и последующих студийных работах Бамбаатаа заложил
основы многих танцевальных течений конца 80-х гг.
Рэп-индустрия набирала обороты. Брейк-данс вошел в
моду в Европе. Граффити можно было встретить не только в США, Германии
или Италии, но и в Японии. Хип-хоп стал частью массовой културы. Во
многом это произошло благодаря американскому продюсеру Расселу Симмонзу
(Russell Simmons). Начиная с 1983 г. он вывел в свет таких
исполнителей, как Эл Эл Кул Джей (L L Cool J), группы «Бисти Бойз» (The
Beastie Boys), «Ран Ди-Эм-Си» (Run DMC), «Паблик Энеми» (Public Enemy)
и др.
«Ран Ди-Эм-Си» по праву считаются «королями рэпа»
80-х гг. Дебютный альбом группы появился в 1984 г. и сразу заработал
«золото». Затем были концертные туры, киносъемки, участие в престижных
фестивалях. Но настоящая известность пришла к музыкантам после выхода
сингла «Иди туда» (Walk This Way, 1986 г.), записанного совместно с
группой «Аэросмит». Альбом «Ад поднимается» (Raising’ Hell, 1987 г.)
был распродан в США в количестве трех миллионов экземпляров. Он стал
первым «платиновым» рэп-альбомом и первым диском, занявшим верхние
позиции в хит-парадах рок-музыки. «Ран Ди-Эм-Си» оказались и первой
рэп-группой, показанной по кабельному музыкальному телевидению Эм-ти-ви
(MTV); музыкантов сфотографировали для обложки престижного журнала
«Биллборд» (Billboard).
Еще одна знаковая фигура на рэп-сцене – Эм Си Хэммер
(MC Hammer, настоящие имя и фамилия Стэнли Керк Баррелл, Stanley Kerk
Burrell, родился в 1962 г.). Выросший в глубоко религиозной семье, он в
действительности не изведал той «уличной жизни», о которой пел. Однако
Хэммер был талантливым певцом и не менее одаренным танцором. Его второй
диск «Пожалуйста, Хэммер, не причиняй им вреда» (Please, Hammer Don’t
Hurt ‘Em, 1990 г.) разошелся десятимиллионным тиражом и оказался
наиболее раскупаемым альбомом в истории рэпа. А песня с этой пластинки
– «Это нельзя потрогать» (U Can’t Touch This) – завоевала премию
«Грэмми» в двух номинациях. Эм Си Хэммер доказал, что рэп может быть
по-настоящему коммерчески успешным.
В противовес коммерческому рэпу в начале 90-х гг.
появился гангста-рэп (gangsta rap – «гангстерский рэп»). Для этого
течения характерно более агрессивное звучание и обилие ненормативной
лексики в текстах, которые в основном посвящены криминальной тематике и
нередко автобиографичны. Возникновение данного течения в первую очередь
связано с группой «H.B.A.» (N.W.A.). Она сразу привлекла внимание не
только слушателей, но и правоохранительных органов. Песни, главной
темой которых был секс, насилие и преступный образ жизни, оказались
предметом официального расследования. Вскоре после своего образования
группа распалась из-за финансовых недоразумений с менеджером.
В 90-х гг. рэп-музыку начали классифицировать по
региональному признаку. Появились термины ист-коуст-рэп (East Coast rep
– «рэп Восточного побережья») и уэст-коуст-рэп (West Coast rap – «рэп
Западного побережья»). Если в 80-х гг. тон всему рэп-движению задавал
Нью-Йорк, то к началу 90-х гг. музыканты Лос-Анджелеса отказались от
следования образцам Восточного побережья. Пока восточные рэперы
оттачивали речевое мастерство, западные обратились к экспериментам с
музыкой. В результате возник особый стиль Западного побережья, в
котором важны и музыка, и текст. К середине 90-х гг. центр рэп-движения
переместился в Калифорнию.
Программный альбом для рэп-сцены Западного побережья
– диск «Хроника» (The Chronic) бывшего участника группы “H.B.A.”
Доктора Дри (Dr. Dre, настоящие имя и фамилия Андре Янг, Andre Young,
родился в 1965 г.), выпущенный в 1992 г. Изобретенный Дри новый стиль,
который музыкант назвал джи-фанк (G-funk), пришелся по душе и
слушателям, и исполнителям рэпа. Медленные ритмы, глубокие басовые
линии, «фанковые» гитары и дополнительный женский вокал – отличительные
черты этого стиля. Появилось множество последователей джи-фанка,
большинство которых издавались на собственной звукозаписывающей фирме
Доктора Дри «Дэт Роу» (Death Row Records). Самому Доктору Дри роль
продюсера понравилась, и он с удовольствием помогал начинающим
исполнителям. Именно Дри обязаны своим успехом Снуп Доги Дог (Snoop
Doggy Dog), Уоррен Джи (Warren G), Тупак Шакур и др.
После смерти Тупака Шакура Доктор Дри объявил, что
гангстерский рэп исчерпал себя, и покинул «Дэт Роу». Дри продолжает
различные новые начинания. Один из его последних подопечных – Эминем –
самый заметный исполнитель на сегодняшней рэп-сцене.
На Восточном побережье большую роль в развитии
рэп-движения играет Пафф Дэдди (Puff Daddy, настоящие имя и фамилия Шон
Кумбз, Sean Combs, родился в 1970 г.) – владелец фирмы звукозаписи «Бэд
Бой Энтертейнмент» (Bad Boy Entertainment). Главным музыкантом этой
фирмы, да и всего нью-йоркского рэпа в целом, был Ноториус Би Ай Джи
(Notorious B.I.G., настоящие имя и фамилия Кристофер Уоллис,
Christopher Wallce, 1972-1996). Но он был убит через шесть месяцев
после Шакура при схожих обстоятельствах. Второй альбом Би Ай Джи,
выпущенный уже после его смерти, стал шестикратно «платиновым».
На Восточном побережье работают и много независимых
музыкантов, которые не сотрудничают с «Бэд Бой Энтертейнмент». Особенно
интересна группа «Фьюджиз» (The Fugees). Музыку, которую исполняет этот
коллектив, критики не случайно окрестили «рэп-эклектикой». Она
представляет собой смесь рэпа с джазом, рэггеем и др.
Рэп стал не только голосом нескольких поколений
городской молодежи, но и колыбелью современной клубной культуры. Именно
на рэп-вечеринках зародилась техника игры, которая сейчас повсеместно
используется в танцевальных клубах; именно на таких вечеринках начал
формироваться образ современного диск-жокея. Можно без преувеличения
сказать, что культура хип-хоп дала толчок развитию всей электронной
танцевальной музыки 90-х гг. В начале нового твсячелетия рэп переживает
очередной подъем и, вероятно, в будущем подарит своим поклонникам еще
немало интересных исполнителей. |